<< Главная страница

Комментарий к статье 9

     1. В соответствии со ст. 23 и 54 ГК, Закон предусматривает различный состав информации о юридических лицах и гражданах-индивидуальных предпринимателях.
     Для изготовителей, исполнителей, продавцов - юридических лиц (в отличие от старой редакции) Закон установил единые требования к составу информации о них. Эта информация должна предоставляться независимо от места торговли и оказания услуг, а также от формы торговли (услуг). Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.
     Индивидуальный предприниматель с учетом специфики его деятельности обязан предоставить о себе другую информацию, подтверждающую факт государственной регистрации и позволяющую установить его местонахождение.
     2. Закон впервые предусмотрел необходимость предоставления информации о наличии лицензии (разрешения) на осуществление соответствующей деятельности: торговлю определенными товарами, оказание определенных услуг и т.п. Согласно ст. 49 ГК, перечень лицензируемых видов деятельности определяется законом.
     Федеральный закон РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ вступил в силу с 3 октября 1998 года.
     Закон направлен на обеспечение единой государственной политики в данной сфере и защиту прав и интересов граждан и организаций, а также на установление правовых основ единого рынка. Важно значение для уяснения направленности Закона имеют п.2. ст.1, перечисляющий виды деятельности, на которые не распространяется действие Закона, а также ст.4, формулирующая критерии определения лицензируемых видов деятельности. Таким главным критерием является возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства.
     Статьей 5 Закона определены полномочия Российской Федерации, осуществляемые Президентом и Правительством в соответствии с их компетенцией:
     - определение порядка осуществления лицензирования и порядка формирования и ведения реестра лицензий на территории РФ      Таким образом, оба указанных документа являются едиными для всех участников лицензируемых видов деятельности.
     - определение работ и услуг по видам деятельности, подлежащих лицензированию (независимо от того, каким законом это установлено), в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг.
     Смысл этого полномочия, очевидно, состоит в том, чтобы внутри вида деятельности (вида продукции или услуги) установить на основе указанного классификатора конкретные наименования работ, услуг или продукции, в отношении которых необходимо лицензирование. Таким образом, может оказаться, что некоторые товары, работы, услуги, входящие в лицензируемый вид деятельности, тем не менее не будут требовать лицензирования. Применение кодов наряду с наименованиями позволит обеспечить однозначное понимание.
     - утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и определение федеральных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление лицензирования в конкретных видах деятельности.
     Помимо собственно лицензирования (в соответствии с любым законом РФ) лицензирующие органы наделены следующими полномочиями: надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; формирование и ведение реестра лицензий (ст.6 Закона).
     Указанные полномочия являются едиными для федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, осуществляющих лицензирование. Последние определяются в порядке, установленном законодательством субъектов РФ, которое соответствует конституционному законодательству РФ.
     Пункт 3 ст.6 Закона предусматривает возможность передачи федеральным лицензирующим органом своих полномочий органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
     Закон о лицензировании определяет органы, осуществляющие надзор за соблюдением лицензионных требований и условий, и их права.
     Виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, определены ст.17 Закона о лицензировании. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно лишь путем внесения изменений и дополнений в указанный перечень.
     3. Помимо ответственности изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию, установленной ст. 12 Закона, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 146/5) установлена административная ответственность работников за продажу товаров на предприятиях торговли, независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению или индивидуальным предпринимателям, без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце.
К содержанию: комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей"


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация