<< Главная страница


Постатейный комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей"
Автор Я. Парций, - первый заместитель генерального директора АО "Сертификация в бизнесе и торговле", заслуженный юрист Российской Федерации Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли;
изготовитель - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
исполнитель - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
продавец - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);
недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги);
существенный недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранен, либо который проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора;
безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
Комментарий к преамбуле
1. Структура Закона
2. Основные понятия, используемые в Законе
2.1. Потребитель
2.2. Изготовитель, исполнитель, продавец
2.3. Стандарт
2.4. Недостаток товара (работы, услуги)
2.5. Существенный недостаток
2.5.1. На понятие "существенный недостаток" распространяются все характеристики, данные Законом в понятии "недостаток" (и комментариях к этому понятию)
2.5.2. Недостаток также становится существенным, если он не может быть устранен или появился вновь после устранения
2.5.3. Одним из критериев отнесения недостатка к существенным Закон указал большие затраты на его устранение
2.5.4. Существенным недостатком также является такой недостаток, вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора
2.5.5. В новую редакцию Закона включено понятие "безопасность товара" (работы, услуги), содержание которого в основном заимствовано из ст. 5 старой редакции
Глава I. Общие положения
Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
Комментарий к статье 1
Статья 2. Международные договоры Российской Федерации
Комментарий к статье 2
Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
Комментарий к статье 3
Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
Комментарий к статье 4
Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
Комментарий к статье 5
Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара
Комментарий к статье 6
Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
Комментарий к статье 7
Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе исполнителе, продавце и о товарах работах, услугах
Комментарий к статье 8
Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)
Комментарий к статье 9
Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
Комментарий к статье 10
Статья 11. Режим работы продавца (исполнителя)
Комментарий к статье 11
Статья 12. Ответственность изготовителя исполнителя, продавца за ненадлежащую информацию о товаре работе, услуге, об изготовителе исполнителе, продавце
Комментарий к статье 12
Статья 13. Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей
Комментарий к статье 13
Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)
Комментарий к статье 14
Статья 15. Компенсация морального вреда
Комментарий к статье 15
Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
Комментарий к статье 16
Статья 17. Судебная защита прав потребителей
Комментарий к статье 17
Глава II. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям
Статья 18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества
Комментарий к статье 18
Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
Комментарий к статье 19
Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом)
Комментарий к статье 20
Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества
Комментарий к статье 21
Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Комментарий к статье 22
Статья 23. Ответственность продавца изготовителя за просрочку выполнения требований потребителя
Комментарий к статье 23
Статья 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества
Комментарий к статье 24
Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
Комментарий к статье 25
Статья 26. Правила отдельных видов договоров купли-продажи
Комментарий к статье 26
Глава III. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)
Комментарий к Главе III
Статья 27. Сроки выполнения работ (оказания услуг)
Комментарий к статье 27
Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)
Комментарий к статье 28
Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
Комментарий к статье 29
Статья 30. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
Комментарий к статье 30
Статья 31. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Комментарий к статье 31
Статья 32. Право потребителя на расторжение договора о выполнении работы (оказании услуги)
Комментарий к статье 32
Статья 33. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
Комментарий к статье 33
Статья 34. Выполнение работы из материала исполнителя
Комментарий к статье 34
Статья 35. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя
Комментарий к статье 35
Статья 36. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги)
Комментарий к статье 36
Статья 37. Порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу)
Комментарий к статье 37
Статья 38. Правила бытового и иных видов обслуживания потребителей
Комментарий к статье 38
Статья 39. Регулирование оказания отдельных видов услуг
Комментарий к статье 39
Глава IV. Государственная и общественная защита прав потребителей
Статья 40. Полномочия федерального антимонопольного органа
Комментарий к статье 40
Статья 41. Обязанность изготовителя исполнителя, продавца по предоставлению информации федеральному антимонопольному органу его территориальным органам
Комментарий к статье 41
Статья 42. Полномочия федеральных органов исполнительной власти их территориальных органов, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров работ, услуг
Комментарий к статье 42
Статья 43. Санкции, налагаемые федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами), федеральным органом по стандартизации, метрологии и сертификации (его территориальными органами) и другими федеральными органами исполнительной власти
Комментарий к статье 43
Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления
Комментарий к статье 44
Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
Комментарий к статье 45
Статья 46. Защита интересов неопределенного круга потребителей
Комментарий к статье 46


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация